Учитель не в своей тарелке и ученик там же Русский язык и русский язык как неродной – разные предметы? В смысле? Открытый эпизод |
16.08.2018 — Изучаю устав монастыря
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12020-11-05 01:22:36
Поделиться22020-11-05 21:18:14
Если видели один кабинет русского и литературы в провинциальной школе – значит, видели все.
Три ровных ряда столов. Вместо принудительного озеленения искусственные цветы на подоконниках. Сашка ленилась их поливать, и, если честно, не очень понимала, как это надо делать – сколько и как часто. Чем мириться с тем, что половина цветов непрерывно гниёт, а вторая мучительно умирает, уж лучше так.
На стене напротив окна – более-менее приличный информационный стенд, с пробковой доской для кнопок и «карманами» под листы А4. Под ним прислонено к стене старое чудовище из деревянных реек – надо будет выбросить. Два застекленных шкафа и один простой – «Нарния», как Сашка его называла. В Нарнию отправлялось всё, что в прозрачные шкафы ставить стыдно.
Приличная зеленая доска со стаей магнитиков в углу, ряд портретов классиков в белых пластиковых рамках – Гоголь, Лермонтов, Толстой, Пушкин и Ахматова. Стол учителя вплотную к первой парте правого ряда. Чуть больше ученического, но всё равно обычный, без компьютера и без ящиков – если нужно, Сашка приносила собственный ноут, а всё остальное хранилось в Нарнии.
В этот день Сашка пришла заранее – должна была к одиннадцати, пришла в десять. Нужно было прибраться в кабинете, протереть пыль, да заодно всё как следует обдумать. Задача перед ней стояла, мягко говоря, незаурядная.
Нет, когда она проверяла вступительную работу нового ученика – Р. Мамедова, как гласила подпись – уже тогда Сашка поняла, что дела обстоят преотвратно. Тест на три десятка вопросов от простых к сложным и короткое сочинение по тексту – вроде бы ничего сложного, так? Вышло у нового ученика… Не очень.
Не всё потеряно, но ясно было, что будет тяжело. А потом Сашке объяснили, что русский язык для нового ученика, вроде как, почти иностранный, и только в этот момент она поняла, насколько.
Сашка никогда не преподавала русский язык как неродной. Курс под гордым называнием РКИ в институте занимал две пары в неделю один семестр семь лет назад, и с реальностью имел крайне мало общего. Предмет не основной, практик по нему не было.
Ну, ничего страшного. Сашка, вроде как, подготовилась. Во всяком случае, у неё был вступительный тест как основа для некой «работы над ошибками» (сочинения Сашка пока не касалась – рано оценивать творческую работу, если такая беда с чисто слесарной). Из материала с ней были пара статей об основных трудностях, которые возникают, если учишь русский как неродной, пара часов видео о том же самом, плюс недолгий, но содержательный разговор с англичанкой. Кажется, Сашка оторвала её от чего-то очень важного, но пару советов смогла получить.
Что ж, это явно было первое занятие из многих, за один раз такое не делается, и у них будет время разобраться. А потому остаток времени Сашка на выдранном двойном листочке задумчиво черкала примерный план дальнейших занятий. Будем надеяться, обойдется без неожиданностей.
Отредактировано Сашка (2020-11-13 02:21:40)
Поделиться32020-11-12 22:04:24
Менять обстановку Рафику было далеко не впервой. Он, можно сказать, так или иначе занимался этим с самого рождения. Да и на попечение государства он попадал тоже не в первый раз. Хотя, как не привыкай, подобные перемены в жизни явно не отнесешь к приятным.
Впрочем, стоит признать, глупо было бы сравнивать интернат Ковалевской и ту дыру, в которой его держали несколько месяцев после попытки матери окончательно принять ислам и отправиться вслед за отцом. Как минимум, тут вроде как кормят, да и комната почти что отдельная. По крайней мере, за полмесяца, проведенные в стенах интерната, особо со своим соседом Рафик не пересекался. Правда, он предполагал, что причиной тому являются летние каникулы, и с началом учебного года это, скорее всего, изменится.
А еще джигит довольно быстро смекнул, что, в общем-то, в свободное время вполне себе можно отлучиться за пределы образовательного учреждения. В ту же секцию, которую вел теперь один из старших воспитанников почившего деда, а то и вовсе проведать, оставшуюся простаивать квартиру. Разумеется, второе чаще всего использовалось, как предлог повидаться с теми же братьями по борьбе и вере, ибо дома особо делать было нечего на данный момент, так как за его сохранностью присматривала двоюродная сестра деда, но это уже детали. В любом случае, более или менее Рафик освоился. По крайней мере, ему так показалось в какой-то момент.
Но, как это подчас бывает, как только ты подумаешь, что все наладилось, жизнь «вуаткнет» тебя с прогиба в самый неожиданный момент. Он то по наивности думал, что до начала занятий еще полно времени, но вдруг ему сообщили, что его уровень русского где-то вот совсем на дне, а потому его добровольно принудительно определили на дополнительные занятия, которые начнутся как раз вот прям завтра.
Нет, подобной оценке своих познаний парень не удивился. Хоть он и усиленно грыз гранит различных наук после переезда в Седов, даже сумев примерно догнать своих сверстников по большинству предметов, но русский язык был исключением. Собственно, вряд ли бы его взяли куда-то, кроме Ковалевской с его результатами ГИА, но ведь он даже потом еще какой-то внутренний тест писал, а никто вроде и не ругался. И Рафик почему-то был свято уверен, что на это и дальше тут будут закрывать глаза, а до ЕГЭ еще дожить надо.
Но что-то пошло не так, и за его знания решили взяться заранее. Ему оставалось лишь надеяться, что это будет что-то вроде спецкурса для галочки, и его не заставят опять погружаться в голову лингвистической безнадежности. Все-таки сам он считал, что имеющихся знаний русского ему вполне хватает. Чужую речь он понимает, его в целом тоже. Что надо – потихоньку прочитать сможет, да и написать тоже. Разве что потом у бедолаги, читающего его каракули, может кровь из глаз пойти...
В общем, как бы Рафик не был недоволен внезапным поворотом событий, а выбора у него, судя по всему не было. Так что в назначенный день и час парень направился на поиски нужного кабинета. Ориентировался он еще тут так себе, а спросить было не у кого, ведь нормальные люди еще на каникулах.
На поиски заветной двери ушло минут пятнадцать, но, почесав бороду, он все же решил, что вряд ли его будут сильно ругать за опоздание на внеклассное занятие. Так что, предварительно постучавшись, парень открыл дверь и заглянул внутрь.
- Драустуйтэ, - максимально вежливо пробасил Рафик, после чего немного замялся.
Нет, класс был самый обычный, но его несколько удивило, что там сидела только какая-то молодая девушка. И сидела она за учительским столом. И хотя на школьницу она вроде бы была не похожа, но по памяти со старой школы он почему-то преподавательниц русского представлял иначе. Молодые училки, как ему казалось, бывают только по английскому. По крайней мере, к ним на практику студентки только по этому языку приходили.
- Алисандра Николаиуна? – уточнил на всякий случай Рафик, все-таки соизволив запомнить имя, названное ему завучем. – Я - Мамедов. Мине сказали сюда иди.
Поделиться42020-11-14 01:07:47
В общем-то, Сашка ничего содержательного так и не начеркала. Во всяком случае, ничего нового не изобрела так уж точно. Прикинуть, хотя бы примерно, фактический уровень знаний, определиться, с чего начать в первую очередь… Ещё хорошо бы продумать для себя, как в таком случае это оценивать – всё, готова примерная программа для грядущего прогресса.
Легко сказать.
С первым нужно было ещё поработать. Тесты удобно и быстро проверять, но если нужно не поставить оценку, а сделать вывод, они ужасны. В том смысле, что по одной неверной букве ответа невозможно понять, что конкретно сделано не так. Зачастую – даже если остальные варианты ответа подобраны правильно, под разные варианты неверного хода мыслей.
Сашка старалась не пользоваться тестами, где могла. Но форму входного контроля, который даже не она проверяла, выбирали за неё, поэтому ничего не поделаешь. К счастью, сейчас у неё было время обсудить всё по пунктам. Понять, до какого момента новенький знает ответ, где – не знает, а где-то, может, и просто не пытался понять и написал от фонаря.
От размышлений об этом всём её оторвало твёрдое и мужественное «драустуйтэ». Беглый взгляд на часы – да, как раз самое время.
– Доброе ут… – Сашка была не настолько эмоциональным человеком, чтобы по-настоящему потерять дар речи, но сейчас была довольно близко к этому. Сами собой удивленно взметнулись кверху брови, и смешно поджались губы. – М. Да. Доброе.
Нет, дело было не во внушающих габаритах, хотя и их не заметить было нельзя. Сашка вообще-то привыкла, что учеников выше неё ростом становится всё больше. В старших классах таких уже было большинство, даже многие девочки.
Ученик выше ростом – это нормально. Но вот чего она прежде не видела, так это ученика старше себя.
– Да! Рафаэль, верно? Проходи, садись, куда пожелаешь. – Сашка встала из-за стола. Приветливая и сдержанная улыбка скрывала остатки удивления. Нет, ошиблась, конечно. Ученик, всё-таки ученик. Просто… С хорошей наследственностью, и вдобавок, как и все в Софье, повзрослевший раньше срока. Да, пока назовём этот так.
– Что ж, нас друг другу уже представили, но я напишу. – Она подняла новый, с острыми уголками, мелок, и уверенно, ровными печатными буквами, написала на доске своё полное имя. Ни один жест не выдавал беспокойства, Сашка уже много раз так делала. Быстро дописала, обернулась, – Я буду вести у тебя русский язык и литературу. С началом учебного года поздравлять ещё рано, а пока… Ты ведь уже знаешь, зачем мы сегодня здесь?
Отредактировано Сашка (2020-11-14 01:08:46)