29.08.2018 - Сказки Метерлинка
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться22020-10-11 06:49:09
С выражением заинтересованного непонимания школьник ходил вокруг книжных полок, задумавшись о том, чтобы почитать такого в зале. Здесь в принципе явление учеников (а особенно знакомых ему) являлось редким явлением и можно было подгадать момент пустого времени, когда здесь его не застанут и Леха не застанет никого за чем угодно, но только не за чтением. Как и за разбором партии прибывающих учебников для тех, кто их себе по карману по магазинской цене позволить не может - эти ребята тут уже топтались какое-то время и сметя все до пустоты свалили, оставив время и пространство для него. Так вот и гулял он, думая, что бы выбрать почитать такого - редко, но примерно раз в месяц-полтора заходов Пасть дочитывает небольших или средне-небольших размеров книгу, просто "проглатывая" ее, но не всегда вникая в суть.
Так он и наткнулся на Метерлинка Мориса. Вернее, его творчество, мир его почившему праху. Пасть его не знал, как и не знал что он вообще такого пишет. Но мысленно отметил "возможно, это что-то интересное" и все-таки цапнул книгу и с нейтральным выражением на лице, словно бы не он, пошел пробивать книгу. Да взял и наткнулся на знакомое лицо, отчего его выражение лица вновь приняло привычную волчью ухмылку, скрывающую на самом деле глубокую степень раздосадованности. Да только спустя секунду глаза расширились, потому что он узнал кто это перед ним.
- О... - хмыкнул он, вернув привычное нейтральное выражение лица, но на самом деле оно служило ему как бы приветственным, - Здравствуйте.
В принципе, это единственный человек, перед которым он не боялся стоять с книгой литературы на прочитку. Отчасти от того что в конце концов ее уроком увлекается. По большей части, в связи с его увлечением она знает о нем довольно много. Он смело протянул ей свою находку, дав разглядеть, что же он все-таки такого взял.
- Есть что у него интересного для меня узнать, на ваш взгляд?
Поделиться32020-10-20 20:41:58
К собственному стыду, Сашка давно, ещё до работы учителем, отвыкла читать бумажные книги. Отвыкла настолько, что регулярно ловила себя на слове – что художественные книги, особенно так по школьной программе, «скачивают», а не находят где-то ещё. Ещё в школе, до того, как появилась возможность читать на телефоне или на электронной книге, многое прочитала именно с экрана монитора.
Во всяком случае, это то, что касается художественной литературы.
С профессиональной всё было не так просто. Что-то сразу выходило в электронном варианте (в основном, современные авторы с их «перспективными методиками», которых по итогам прочтения ни читатель, ни автор явно не понимают), а что-то, преимущественно книги постарше, наоборот, не существовало в цифровом варианте вообще. Или существовало, но в виде ужасных, нечитаемых сканов с бумажной версии, что не особо лучше.
Однако, в школьной библиотеке Сашка была частым гостем. Как минимум – чтобы посмотреть, что вообще есть в наличии. Чтобы можно было с чистой совестью говорить, что можно взять, а не просто советовать скачивать. Нет, в стандартных книгах школьной программы дефицита не было, но остаются ведь и те, что сверх неё. Маленькая провинциальная школа допускала в этом плане какую-никакую свободу.
Но чего Сашка уж точно не ожидала, так это увидеть кого-то из учеников в библиотеке летом. Разве в это время не положено пытаться отчаянным бездельем наверстать упущенные возможности слоняться без дела за всё лето? Даже тем, кто обычно так не делает?
Ладно, видимо, не положено.
– Здравствуй, Лёш, – Сашка с лёгкой, одними только глазами, улыбкой, кивнула, а затем опустила взгляд на книгу в его руках. Протянула руки, открыла на странице с содержанием – раздался хруст новой бумаги, именно эту книгу, похоже, до сих пор ни разу толком и не открывали.
– м… Да, пожалуй, что да, попробовать стоит. Присядешь? – Сашка опустилась на один из стульев, неторопливо перелистнула несколько страниц, то ли просто в раздумьях, то ли чтобы что-то освежить в памяти. Сборники – не всегда хорошо, не всегда их составляют удачно. Но этот вроде ничего. Четверть книги занимали сокращенные версии «Синей птицы» и «Обручения», а дальше шли полные варианты пьес, эти и ещё несколько.
– Смотри, первую часть смело можно пропустить, это пьесы в пересказе. Неудачно, на мой взгляд. – Сашка глубокомысленно замолчала. Ровно на тот промежуток времени, чтобы успеть подумать «Почему?», – Для чтения детям делали. Зачем-то. По-моему, в любом возрасте лучше оригинал. Мне в детстве нравилось как есть. Знала бы я тогда, что есть продолжение...
Отредактировано Сашка (2020-10-20 20:42:33)
Поделиться42020-11-01 13:14:46
- Здрасьте, ага...
Поприветствовал он в ответ и присел, как она и сказала.
- Ага... Детям, значит.
Сказал Леха, почесав затылок. Ему было интересно что она скажет на этот счет. Он внимательно не спускал взгляда с ее рук, пальцев, что перелистывали страницы, с ткани ее покачивающейся под еще летним ветром блузы и улавливал легкие движения ее шепчущих губ, сначала тихо и потом уже громче, адресовала ему, привлеча внимание ученика. Пасть подпер подбородок ладонью и слушал.
- Может чтоб было проще сделали, завлечь малышню? - высказал тот свою догадку - Никому не сдалось бы всерьез изучать это по школьной программе. Для всего остального пойдут в городскую библиотеку. А так тема интересная для меня будет, да?
Немного эгоистично сказал он, упуская важную деталь, что литература - она для всех. Не только он такая элитка книжки читает. Но это немного делает его в своих глазах выше, что ли. Своя пацанская гордость. Ее он конечно скрывает, дабы не начали считать зазнайкой и от этого пришли бы только проблемы, и только учительница литературы и русского знает, чем он занимается в отрыве от пьянок, драк и курева. О чем она тоже, вероятнее всего, знает, но ей не интересно - своя жизнь, свои устои, в конце концов. Но как бы его удивило это если она спросит и поинтересуется! Хотя конечно это невозможно.
Отредактировано Пасть (2020-11-01 13:15:25)
Поделиться52020-11-04 01:32:52
Вообще-то, Сашка с самого первого года работы учителем относилась к школьной программе по литературе… Творчески. В том смысле, что у неё случались отклонения от программы плюс-минус километр. Ничего плохого в этом она не видела.
Как рассказывали ученики, её предшественница была училкой старой школы. Из тех, кто считает, что каждый должен впадать в благоговейный трепет, стоит ей упомянуть, что книга принадлежит перу классика. Сам предмет у таких становился чем-то вроде бесцельной человеческой археологии.
Неужели так сложно понять, что не всем и не всегда близки, или хотя бы не полностью безразличны, поднятые проблемы? Для одного – история, показывающая, что его собственные проблемы и переживания совершенно не новы, и из всего есть выход, а для другого – пустая трата времени, скучный кирпич о нравах динозавров.
– Идея, может, и хорошая, сам понимаешь, ну какой ребенок сам будет читать пьесу. Просто сделали именно тут не очень. Слишком много убрано. Правда. – Сашка продолжила медленно листать страницы сразу по несколько. Она знала, о чем говорит – в институте они и сами делали такие вот краткие пересказы, как в варианте «для ознакомления», так и «для постановки на сцене». Этот был… На трояк.
Литература в Софье-Ковалевской начиналась с пятого класса. Именно тогда, если получалось, хотя бы часть «Синей птицы» Сашка старалась прочитать вслух. Если видела, что так будет лучше, то сама, но в идеале, конечно, классом «по ролям». С паузами на беседу. Если всё проходило хорошо, предлагала дочитать дома самим. И на следующем занятии – ещё один отрывок вслух, тоже не слишком большой, чтоб было время поговорить.
– На самом деле, для тебя, думаю, тема новой не будет. Герои отправляются в путешествие в поисках счастья, и постепенно понимают, что оно и так всегда рядом, надо просто уметь его увидеть. – Сашка улыбнулась. – Так мне в сочинениях пишут пятиклассники, все как один.
Не нужно бояться высказывать своё мнение, не надо просто повторять то, которое написано в учебнике. Сашка всегда делала на этом акцент. Нет, в смысле, мнение в учебнике бывает и правильное, и в общем-то вполне нормально, если мнение ученика с ним совпадает. Но важно дать понять, что их собственное мнение может отличаться, и это абсолютно нормально.
– А ты ведь понимаешь, – продолжила она. – На самом деле всё не так просто. Идея счастья – одна из основных во всем творчестве Метерлинка, но есть ещё одна. И вот её уже увидеть чуть посложнее. Там ведь всё сплошь метафоры. Всегда интересно послушать, что дети скажут, если их спросить, что означает каждый герой. Собака – друг, Кошка – враг, Фея...
– Ой. – Сашка осеклась. Она только к этому моменту поняла, что уже давненько так стоит, а не сидит, да и говорит громче, чем стоило бы. Впрочем, библиотекаря видно не было, – Наверное, я забегаю вперед. Если хочешь, я пока в двух словах расскажу про остальное, а обсудим уже потом? Или можем продолжить. Как лучше?
Отредактировано Сашка (2020-11-04 02:03:57)
Поделиться62021-03-12 00:26:26
Пасть сидел и поднял руку, предлагая ей продолжить.
- Можете продолжать, мне интересно. Скажем так, сюжет этой книги меня не увлекает, но вы даете интересные мысли, которые я бы хотел послушать, - не сморгнув и глазом сказал Леха. Так и есть, его заинтриговало ее изложение, нежели тот вариант от пятиклассников, которые пишут как один, не видя смысла дальше текста... Что сказать, малыши. У них и опыта нет такого. Такого, который имеют воспитанники Софьи.
- Кошка враг, собака друг, а фея наставник? Что там еще?
Поделиться72021-03-31 10:16:57
Нехарактерно для учителя литературы, Сашка нагло улыбается такому ответу. Попробовали бы сказать училке старой закалки, что краткий пересказ интереснее… Но Сашка не из этих. Всякое мнение ценно, помните?
– Правда? А почему? Нет, в смысле… Ты не подумай, знаешь ведь, я не собираюсь говорить, что ты не должен так думать и всё такое. Мне просто интересно. – Это правда. И сейчас, и вообще Сашка старалась себе такого не позволять, даже если действительно хотелось.
Слишком просто в этом плане перешагнуть ту грань, где личное мнение как человека становится мнением училки. Даже если оно ничего общего не имеет с тем, что предполагается по школьной программе – если зайти за эту грань, это неизбежно вызовет отторжение, просто потому, что так думает училка…
Не у всех и не всегда, конечно. Но Сашка всё равно держит себя в руках. Неосознанно, уже больше по привычке. Всё лето и в особенности последний месяц она занималась чем угодно, но точно не тем, что положено делать учителю, и какая-то её часть сейчас явно отдыхает душой.
– Ты ведь в общих чертах знаешь сюжет, верно? Как по-твоему, что тогда означает сама птица?
Вновь опустившись на стул, Сашка замолкает и, с полуулыбкой, заинтересованно смотрит. Всем своим видом даёт понять, что, если не получит ответа вот прямо сейчас, давать правильный, по её мнению, ответ сразу не будет. Она всегда так делает, когда действительно хочет, чтобы кто-нибудь ответил. Не любит вот так отвечать на только что заданные вопросы сама, как Даша-путешественница или большинство институтских преподавателей.
Не страшно ответить неверно или даже просто сказать «не знаю», если это правда. Те, кто на её уроках хотя бы время от времени заняты делом, наверное, должны об этом знать, а сейчас они даже не на уроке.